Важность бухгалтерской отчетности для руководителя
В широком понимании, бухгалтерский учет – это документирование, систематизирование сведений о бизнесе и составление отчетности на основе этих сведений. Он создает финансовую картину бизнеса. И эта картина может отражать объективную реальность и несуществующие результаты в зависимости от того, корректный учет или нет. Так или иначе, но бухгалтерия отражает деятельность компании в денежном выражении. По данным учета можно понять, на что бизнес деньги тратит и за что их получает.
Зачем нужна бухгалтерская отчётность?
Бухгалтерскую отчётность составляют и публикуют для того, чтобы у всех заинтересованных пользователей сложилась полная и точная картина о результатах деятельности и финансовом состоянии организации.
Внешние пользователи, сдача отчётности которым обязательна — это:
- налоговая инспекция по месту регистрации организации — проверяет правильный расчёт налоговой базы и контролирует своевременное перечисление в бюджет налогов и сборов;
- территориальные органы государственной статистики — собирают информацию для общей статистики;
- органы, уполномоченные управлять государственным имуществом (для государственных и муниципальных унитарных предприятий);
- другие органы исполнительной власти, банки и иные пользователи в соответствии с законодательством
Бухгалтерская отчётность может быть интересна и другим пользователям извне:
- потенциальные и действующие инвесторы — им важно знать размер причитающихся дивидендов, возможные риски, связанные с вложениями;
- поставщики и покупатели, которые ожидают выплат по договорам за поставку продукции, оказание услуг или выполнение работ;
- кредиторы и заимодавцы — им необходимо оценить возможность компании вовремя погасить долг по кредиту или займу и выплатить проценты в полном объёме;
- аудиторские компании, арбитражные суды — проверяют соответствие совершаемых операций действующему законодательству.
Внутренние пользователи бухотчётности:
- собственники бизнеса — заинтересованы в непрерывном и прибыльном функционировании компании, оценивают дальнейшие перспективы развития;
- управленческий персонал — данные отчётов необходимы для принятия управленческих и кадровых решений;
- работники организации — оценивают способность предприятия выплачивать заработную плату своевременно и в полном объёме, предоставлять социальные льготы.внутренние структуры организации — могут использовать данные отчётности для оптимизации процедур управления капиталом, активами компании, анализа иных показателей;
- аудиторские компании, арбитражные суды — проверяют соответствие совершаемых операций действующему законодательству.
Вести бухгалтерию руководитель может самостоятельно. Но такой вариант подходит разве что микробизнесу с небольшим количеством финансово-хозяйственных операций в отчетном периоде. В большинстве случаев рационально если не содержать штат бухгалтеров, то, по крайней мере, сотрудничать с аутсорсером.
Что будет, если не вести бухучет?
За отсутствие бухгалтерского учета, если он обязателен, юридическое лицо получит штраф от 10 000 руб., а руководитель – штраф до 20 000 руб. или дисквалификацию до двух лет.
Для индивидуальных предпринимателей штрафные санкции не предусмотрены. Напомним, что ИП не обязаны, но могут вести бухучет. И чаще всего, как показывает практика, обойтись без него невозможно.
.
Что дает бухгалтерский учет?
Если коротко, бухучет позволяет оценить состояние бизнеса в режиме здесь и сейчас.
Руководителю нового бизнеса предстоит выбрать форму организации бухгалтерии.
По закону это может быть:
Самостоятельный учет – директор фирмы выполняет функции руководителя и главбуха.
Такое решение подходит микробизнесу на спецрежиме. У этой формы организации учета есть очевидные плюсы: руководитель вникает в дела, приобретает опыт, осваивает нюансы учета, экономит на зарплате бухгалтера. Из минусов стоит отметить неизбежные ошибки, за которые, весьма вероятно, придется заплатить рублем, и потраченное время. Последнее рациональнее направить на решение задач бизнеса.
Бухгалтеры в штате – один из самых распространенных вариантов.
Плюсы: специалисты выполняют большое количество сложных операций, им не нужно доплачивать за налоговую оптимизацию, инвентаризацию, экспресс-аудит и т.п. Минусы – расходы на организацию рабочих мест, зарплату, налоги и взносы. А также периодически придется сталкиваться с рекрутингом.
Аутсорсинг – внешняя бухгалтерия.
Руководитель оставляет за собой только функции контроля. Технические и операционные задачи учета решают сторонние специалисты. С компанией исполнителей заключается договор на оказание услуг. Аутсорсинг высвобождает время, ресурсы. Услуга обходится дешевле содержания высококвалифицированных бухгалтеров в штате. За ошибки, допущенные исполнителем, он несет материальную ответственность. То есть штрафы, начисленные налоговой, могут быть компенсированы. Минус аутсорсинга – риск выбрать недобросовестного исполнителя.
Как бы ни хотелось руководителю отстраниться от бухучета и сосредоточиться на решении задач бизнеса, это почти нереально. Как минимум, функцию контроля придется оставить за собой. И не важно, штатной будет бухгалтерия или внешней.
Ответственность за нарушения несет руководитель. Чтобы предупреждать серьезные проблемы и решать мелкие текущие, придется держать руку на пульсе.