Что такое аудит бухгалтерской деятельности и для чего его проводят
Аудит бухгалтерии – это проверка бухгалтерской отчетности организации независимыми специалистами. Он проводится с целью:
- оценки правильности ведения бухучета на предприятии;
- выявления недочетов в ведении учета для их дальнейшего исправления;
- разработки мероприятий для повышения эффективности бухучета;
- минимизации рисков возникновения претензий со стороны ФНС.
По итогам его проведения аудитор формирует мнение о достоверности отчетности фирмы, а также о ее соответствии требованиям действующего законодательства, и оформляет его в виде отчета.
Если в компании нет необходимости проведения исследований в отношении всей системы ведения бухучета, можно заказать бухгалтерский экспресс аудит – специалист проверит только те процессы, и ту документацию, в которых, предположительно, имеются проблемы. Экспресс аудит бухгалтерии займет меньше времени и потребует меньших финансовых вложений.
Что проверяют в ходе экспресс аудита
Проведение бухгалтерского аудита сопровождается проверкой следующей документации:
- первичных учетных документов – актов выполненных работ, накладных, счетов-фактур, УПД, инвентаризационных описей и пр.;
- отчетных документов – налоговых деклараций, бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и пр.
Виды бухгалтерского аудита предприятия
Аудит бухгалтерской отчетности организации может быть:
- обязательным – проводится в том случае, если компания соответствует критериям, при которых обязательны регулярные проверки (например, работает в форме акционерного общества или имеет объем выручки, превышающий 400 млн. рублей);
- инициативным – проводится компанией в собственных интересах с целью выявления недостатков в существующей системе бухучета и последующего их устранения (чаще всего экспресс проверки проводятся именно в этом случае).
Порядок проведения проверки
Процедура проведения экспресс аудита бухгалтерии на предприятии состоит из следующих основных этапов:
- Подготовка к экспресс проверке и составление плана мероприятий. Аудитор изучает основные бизнес-процессы, протекающие в компании, запрашивает необходимые документы и определяет, что именно и в какой последовательности он будет проверять. На этом же этапе определяется стоимость работ по проведению экспресс аудита и заключается договор.
- Сбор и систематизация информации. Аудитор досконально изучает предоставленные документы, запрашивает дополнительные сведения и, при необходимости, задает вопросы сотрудникам.
- Формирование заключения. По итогам проведенной работы аудитор делает выводы, готовит заключение и составляет аудиторский отчет. В заключении содержится краткое мнение аудитора о состоянии бухгалтерского учета и отчетности на предприятии. В отчет включается подробная информация о каждом из проверенных процессов с указанием замечаний и предложениями по повышению его эффективности и устранению недостатков (если они есть).